В капитальный ремонт масляных выключателей входят следующие основные операции:
- отключение выключателя и при необходимости отсоединение ошиновки;
- слив масла и разборка выключателя;
- ремонт контактов;
- ремонт изоляторов;
- ремонт дугогасительного устройства (для горшковых выключателей);
- ремонт и регулировка привода;
- регулировка контактов;
- сборка выключателя и заливка масла;
- регулировка выключателя;
- профилактические испытания изоляции;
- измерение сопротивления контактов постоянному току;
- приемка выключателя после ремонта;
- присоединение ошиновки и уборка рабочего места.
После отключения выключателя и проведения необходимых мероприятий по технике безопасности бригада, состоящая из 2 — 3 человек, под руководством мастера приступает к ремонту выключателя. При ремонте выключателя с малым объемом масла (горшкового ВМГ-133) сливают масло из его цилиндров через маслоспускные отверстия, отсоединяют гибкие связи контактных стержней и стержни от фарфоровых тяг, вынимают контактные стержни из цилиндров. Снимают цилиндры с опорных изоляторов, ослабляя подпорные болты. Отвертывают четыре болта, крепящие проходной изолятор, снимают его с цилиндра, затем ослабляют стяжные болтики упорного хомутика 8, пружины 7 бакелитовой трубки 9 и вынимают трубку из изолятора 3 (смотри рисунок ниже). Проходной изолятор выключателя ВМГ-133: I и 10 — верхняя а нижняя кожаные манжеты, 2.— колпачок, 3 — фарфоровый изолятор, 4 — фланец-крышка, 5 — уплотняющая прокладка, 6 и 9 — бакелитовое кольцо и трубка, 7 — распорная пружина, 8 — упорный хомутик с болтиками После снятия крышек-цилиндров с проходными изоляторами полностью разбирают цилиндры в последовательности, показанной на следующем рисунке. . Разборка цилиндра выключателей ВМГ-133-П: 1 и 3 — распорный и опорный бакелитовые цилиндры, 2 — дугогасительная камера, 4 — розеточный контакт, 5 — фанерное кольцо, 6 — уплотняющая фибровая прокладка розеточного контакта, 7 и 8 — латунные шайба и гайка. Вынимаемые части складывают на специально приготовленные для этого стеллажи. Цилиндры разбирают осторожно во избежание повреждения лакового покрова. При необходимости ремонта розеточного контакта 4 отвертывают крепящую латунную гайку 8 и вынимают розеточный контакт, уплотняющую прокладку 6 и фанерное кольцо 5. Во избежание повреждения уплотняющей прокладки при отвертывании крепящей гайки следует ключом удерживать от поворота хвост розеточного контакта за две гайки, служащие для крепления шины к хвосту розеточного контакта. Далее тщательно осматривают фарфоровые изоляторы и тяги, проверяя их исправность, отсутствие следов разряда, трещин, сколов, повреждения глазури и т. д. Поврежденные изоляторы и тяги подлежат замене. Одновременно с этим поверхности изоляторов протирают сухими чистыми тряпками. Проверяют состояние верхней и нижней уплотняющих манжет 1 и 10 (смотри верхний рисунок) проходных изоляторов. Сильно изношенные манжеты подлежат замене. Бакелитовую трубку, а также внутреннюю полость проходных изоляторов промывают чистым трансформаторным маслом, насухо протирают, а затем собирают проходные изоляторы. Проверяют надежность крепления опорных изоляторов к раме выключателя. После этого приступают к ремонту контактов. Проверяют состояние контактов стержней выключателя. Небольшие оплавления наконечников зачищают напильником. При обнаружении сильных оплавления или выгоревших мест наконечники заменяют: их зажимают в тиски и вывертывают стержень. В стержень ввертывают до отказа новый наконечник (зазор между торцом наконечника и стержнем недопустим). Поверхности наконечника и стержня выравнивают напильником и наконечник закернивают в трех точках. При разборке розеточного контакта (смотри рисунок ниже) отвертывают сначала винты 3, удерживающие контактные пружины 2 у кольца 4, затем болты 5, крепящие гибкие связи 6 к пластинам 1. Перед снятием пластины маркируют, чтобы потом поставить на свои места. Контактную поверхность пластин зачищают, а легкие оплавления удаляют напильником. Сильно обгоревшие пластины заменяют новыми. Тщательно осматривают контактные пружины в сжатом и растянутом положениях. Проверяют опорные гетинаксовые кольца 4. Расслоившиеся и деформированные кольца заменяют. Затем розеточный контакт собирают, промывают в бензине, насухо протирают и приступают к ремонту дугогасительного устройства. Розеточный контакт: 1 — пластина (сегмент) контакта, 2 — контактная пружина, 3 — винт, 4 — опорное гетинаксовое кольцо, 5 — болты, 6 — гибкая связь, 7 — основание контакта. 8 — хвост контакта Дугогасительную камеру осматривают и очищают от налета копоти и грязи, затем промывают чистым и неувлажненным трансформаторным маслом. При обнаружении обугливания и искажения формы поперечного сечения (расширение или сужение) отверстий и щелей каналов, и также сильного обгорания или трещин камеры дугогасительную камеру заменяют новой. Бакелитовые цилиндры промывают маслом и насухо протирают чистыми тряпками. Незначительные повреждения изолирующих частей зачищают, крупные нарушения лакового покрова устраняют с помощью лака воздушной сушки. Сильно поврежденные бакелитовые цилиндры, имеющие трещины или сквозные отверстия, подлежат замене. Осматривают клапан, соединяющий цилиндр с дополнительным резервуаром выключателя, и проверяют его работу. Клапан не должен закрывать соединительный патрубок, чтобы масло могло свободно перетекать из цилиндра в дополнительный резервуар и обратно; при повышении давления в цилиндре клапан должен надежно закрыть соединительный патрубок. Очищают и проверяют масло-указатели, маслоналивные и масловыпускные пробки — в них не должно быть течи. Клапан и маслоуказатель проверяют, заливая масло в цилиндр через маслоналивное отверстие. Детально осматривают, чистят и смазывают трущиеся части, восстанавливают окраску и проверяют крепление деталей приводного механизма выключателя. Чтобы проверить, нет ли трения в подшипниках вала, тягу привода отсоединяют от рычага 14, установленного на валу 15, после чего вал поворачивают от руки в подшипниках рамы (смотри рисунок ниже). При заедании проверяют, не перекошена ли рама. Из подшипников вала удаляют старую смазку, подшипники промывают и заполняют новой незамерзающей смазкой или вазелином. Масляный выключатель ВМГ-133: 1 и 2 — пружинный и масляный буферы, 3 — пружина, 4 — рама, 5 — цилиндры выключателя 6 — опорные изоляторы, 7 и 8 — контактные угольник и подвижный стержень, 9 — колодка гибкой связи, 10 — шина, 11 — гибкая связь, 12 — фарфоровая тяга, 13 — двуплечий рычаг, 14 — рычаг для крепления тяги привода, 15 — вал выключателя Проверяют также крепление к валу 15 выключателя двуплечих рычагов 13 и рычага 14, сочленение фарфоровых тяг 12 с двуплечими рычагами и контактными стержнями, гибкую связь 11 и крепление ее к колодке гибкой связи 9 и контактному угольнику. Тщательно осматривают отключающие пружины в сжатом и растянутом состояниях. В случае обнаружения дефектов (трещин) пружины меняют. При установке новых отключающих пружин обеспечивают необходимое начальное растяжение, которое для выключателей ВМГ-133-П составляет 28мм, а для ВМГ-133-Ш — 42мм. Проверяют исправность масляного буфера: при передвижении штока и поршня буфера не должно быть заеданий. В случае обнаружения заеданий буфер разбирают и промывают в трансформаторном масле; при необходимости поршень и цилиндр буфера зачищают мелкой шкуркой. После сборки буфер заливают чистым трансформаторным маслом до уровня, находящегося на 10мм выше поршня. Пружинный буфер выключателя очищают от старой смазки и промывают, затем его пружину и стержень смазывают вазелином или незамерзающей смазкой. Раму выключателя и весь приводной механизм очищают от пыли и грязи, при необходимости производят окраску, подтягивают крепление рамы. После ремонта привода цилиндры выключателей собирают в последовательности, обратной разборке. Перед установкой розеточного контакта тщательно зачищают и смазывают глифталевым лаком места прилегания прокладки к основанию розеточного контакта и цилиндру. Гайку, крепящую контакт, затягивают ключом до отказа. При установке дугогасительной камеры проверяют и регулируют расстояние от ее нижней поверхности до верха розеточного контакта, которое для выключателей ВМГ-133-1 должно быть 2 — 4мм, а для выключателей ВМГ-133-П — 14 — 16мм. При проверке измеряют расстояние от верха розеточного контакта до верхнего торца цилиндра выключателя (смотри рисунок ниже, размер А), высоту дугогасительной камеры до установки ее в цилиндр (размер Б) и расстояние от верха камеры до верхнего торца цилиндра (размер В). Проверка установки дугогасительной камеры: а — измерение расстояния от верха розеточного контакта до верхнего торца цилиндра, б — измерение расстояния от верха камеры до верхнего торца цилиндра Расстояние между нижней поверхностью камеры и верхом розеточного контакта Г = А — (Б + В). Размер Г доводят до требуемой величины, прокладывая картонные шайбы между фанерным кольцом и опорным бакелитовым цилиндром или уменьшая высоту фанерного кольца. Дугогасительную камеру устанавливают в цилиндр таким образом, чтобы выхлопные отверстия были расположены с той стороны, с которой его крепят к опорным изоляторам. Распорные бакелитовые цилиндры размещают так, чтобы отверстия в них точно совпадали с отверстиями в стальных цилиндрах выключателя. Верхний обрез распорного бакелитового цилиндра должен быть ниже верха металлического цилиндра на 2 — 4мм. При сборке проходного фарфорового изолятора 3 (смотри самый первый рисунок) бакелитовую трубку 9 устанавливают так, чтобы расстояние от торца верхнего колпачка 2 до обреза бакелитовой трубки для выключателей ВМГ-133 составляло 400мм. Перед установкой проходных изоляторов уплотняющую прокладку 5 в пазу крышки изолятора зачищают и смазывают густым бакелитовым лаком. Болты крышки при ее установке затягивают равномерно по диагонали; перекос изолятора по отношению к оси цилиндра не допускается. Перед сборкой цилиндра контактные поверхности колодки гибких связей и подвижного токоведущего стержня зачищают мелкой шкуркой и смазывают тонким слоем вазелина. После сборки цилиндра с токоведущим стержнем проверяют, нет ли заедания или излишнего трения стержня при входе в цилиндр. Стержень, опущенный из крайнего верхнего положения, под влиянием собственной массы должен войти в розеточный контакт на глубину не менее 40мм. Колодку гибкой связи закрепляют на подвижном стержне и после этого приступают к полной сборке выключателя. Цилиндры навешивают на опорные изоляторы рамы в соответствии с их маркировкой и маркировкой опорных изоляторов и рычагов Маркировка на цилиндрах и изоляторах должна совпадать. Вертикальность подвески цилиндров проверяют по отвесу, затем цилиндры закрепляют подпорными болтами. Проверяют расстояние между осями цилиндров, которое должно быть 250±5мм. Затем подпорные болты затягивают до отказа и закрепляют контргайками. Контактные стержни соединяют с фарфоровыми тягами и проверяют совпадение по вертикали геометрических осей контактных стержней, фарфоровых тяг и цилиндров. Цилиндры заливают чистым неувлажненным трансформаторным маслом до требуемого уровня. Контактные поверхности подводящих шин зачищают и смазывают тонким слоем вазелина, после чего присоединяют к выводам выключателя. Контактные выводы не должны испытывать усилий со стороны подводящих шин. Все контактные соединения выключателя и шин проверяют щупом толщиной 0,05мм. Подтягивают болт заземления рамы выключателя. Вручную проверяют правильность работы и взаимодействия привода и выключателя. |