Обслуживание
Главная
Городское электроснабжение
Схемы, чертежи и планы
Распределительные устройства
Электрооборудование РУ ГС
Эксплуатация и ремонт
Кабельные линии
Воздушные линии
Заземление электроустановок
Испытания и измерения
Переключения, ликвидация перерывов электроснабжения
Механизация работ
Техника безопасности и противопожарные мероприятия
Экономика производства
Кто он-лайн
Шины

Одним из главных элементов распределительного устройства являются шины, которые делятся на главные (сборные) и ответвительные и изготовляются из меди марки МТ, алюминия АТ и стали. Шины выполняют плоскими и устанавливают плашмя или на ребро. Сечение шин выбирают в основном в зависимости от силы тока нагрузки с проверкой устойчивости току короткого замыкания. Учитывают также способ крепления шин. Так, в распределительном пункте, рассчитанном на мощность до 7600кВА при напряжении 6кВ и до 12000 кВ. А при напряжении 10кВ, размер сборных шин из алюминия должен быть не менее 60 x 8 мм, в трансформаторной подстанции — 40 x 4 мм.

Соединения шин между собой и с выводами аппаратов могут быть разъемными и неразъемными. К разъемным относят болтовые, винтовые и соединения, сжимаемые накладками, допускающие разборку без разрушения отдельных частей, к неразъемным — цельнометаллические соединения, выполненные сваркой (включая холодную), литьем и пайкой, а также опрессованием. В распределительных устройствах городских электрических сетей в основном применяют алюминиевые, на участках с малыми токами нагрузок — стальные шины и для их соединения используют наиболее прогрессивный метод электросварки, в том числе для алюминиевых шин — в среде инертного газа (аргонодуговая сварка).

Установившаяся температура нагрева контактных и цельнометаллических соединений зажимов (шин, выводов аппаратов) с внешними проводниками из меди, алюминия и их сплавов при номинальном режиме не должна быть выше 95°С в установках на напряжение до 1кВ и 80°С в установках напряжением выше 1кВ. При покрытии контактной поверхности кадмием, оловом, никелем или цинкооловянистым сплавом допускается повышение температуры на 10°С. При протекании токов короткого замыкания температура нагрева не должна превышать 200°С у соединений алюминиевых проводников и алюминиевых проводников с медными и 300°С у соединений медных проводников.

Электрическое сопротивление контактного соединения должно составлять не более 1,2, а цельнометаллического соединения — не более 1,0 от сопротивления целого проводника той же длины.

Падение напряжения в разъемных соединениях с применением штыревых (нарезных) зажимов при протекании длительного допустимого тока допускается не более 7мВ.

Однополосные шины устанавливают, как правило, плашмя и закрепляют непосредственно на головке опорного изолятора так, чтобы была возможность свободного перемещения полос вдоль их оси при нагреве токами нагрузки и короткого замыкания. В однополосных шинах отверстия для крепежных болтов в пролете и в торцах делают овальными, а под головки болтов подкладывают пружинящие шайбы.

Способы соединения алюминиевых шин с выводами аппаратов определены ГОСТ 10434—76, согласно которому контактные зажимы выводов электротехнического оборудования должны быть плоскими с двумя отверстиями под болты при токах более 400А.

Разъемные соединения внешних проводников с плоскими зажимами из однородных (алюминия и его сплавов, меди и ее сплавов) или различных материалов производят непосредственно для всех значений токов, а соединения с штыревыми зажимами из меди или ее сплавов — только для проводников из алюминия на ток до 400А и из алюминиевых сплавов до 600А.

Разъемные соединения проводников из алюминия на токи более 400А или его сплавов на токи более 600А со штыревыми зажимами из меди или ее сплавов выполняют с помощью переходных деталей — переходных плакированных медно-алюминиевых пластин МА.

В переходных деталях соединение меди с алюминием производят цельнометаллическим способом, т. е. сваркой, плакированием, литьем или пайкой. На следующем рисунке показаны контактные соединения плоских зажимов,

 

Контактное соединение алюминиевых шин с плоскими выводами аппаратов
 
 Контактное соединение алюминиевых шин с плоскими выводами аппаратов:
а — болтовое с тарельчатыми пружинами, б — сварное,
в — болтовое с переходной медно-алюминиевой пластиной
(медной шиной или наконечником с медной контактной частью),
г — болтовое с переходной алюминиевой пластиной,
плакированной или армированной медью;
1 — плоский контактный зажим из меди и ее сплавов, 2 — алюминиевые шины,
3 и 4 — стальные болт и гайка, 5 — тарельчатая пружина,
6 и 7 — увеличенная и нормальная шайбы, 8 — зажим из алюминия и его сплавов,
9 — .место соединения сваркой,
10 — медно-алюминиевая пластина (медная шина, наконечник),
11 — алюминиевая пластина, плакированная или армированная медью

 

а на следующем рисунке — контактные соединения круглых зажимов.

 

Контактное соединение алюминиевых шин с круглыми выводами аппаратов
 
 Контактное соединение алюминиевых шин с круглыми выводами аппаратов:
а — гаечное с использованием увеличенных гаек из меди или ее сплавов,
б — сваркой или пайкой, в — гаечное с переходной медно-алюминиевой
пластиной или наконечником с медной контактной частью,
г — гаечное с переходной алюминиевой пластиной (или наконечником),
плакированной или армированной медью;
1 — шина (наконечник) из алюминия или его сплавов,
2 — контактные штыревые зажимы из меди (или ее сплавов),
3 — стальная гайка, 4 и 8 — увеличенная и обычная гайки из меди или ее сплавов,
5 — место соединения сваркой или пайкой,
6 — штыревые зажимы из алюминиевых сплавов,
7 — медно-алюминиевая пластина (медная шина, наконечник),
9 — алюминиевая шина, 10 — алюминиевая пластина,
плакированная или армированная медью.

 

Болты, гайки, шайбы и пружины, изготовляемые из стали и применяемые для крепления контактных соединений, имеют антикоррозийное покрытие кадмием или цинком.

При выполнении соединений заводские отверстия в выводах аппаратов нельзя рассверливать. Шины в распределительных устройствах окрашивают для защиты от окисления (коррозии), для облегчения распознавания отдельных фаз шин и улучшения их охлаждения. Болтовые контактные соединения и участки шин, предназначенные для присоединения временного заземления, не окрашивают. Эти участки по обеим сторонам окаймляют черной полоской. Фазы шин РУ должны соответствовать фазам трансформатора или генератора центра питания. Так, фаза А в РУ должна быть присоединена через кабели к выводу фазы А генератора и трансформатора ЦП, так же должны быть присоединены фазы В и С. Порядок чередования фаз в распределительном устройстве называют фазированием РУ.

Правилами устройства электроустановок предусмотрено определенное расположение и окрашивание сборных шин в РУ. При вертикальном расположении верхнюю шину А окрашивают в желтый, среднюю В — в зеленый, нижнюю С — в красный цвет, при горизонтальном расположении шину А, наиболее удаленную от персонала, — в желтый, среднюю В — в зеленый, а ближайшую к персоналу С — в красный цвет; ответвления от сборных шин окрашивают: левое — в желтый, среднее — в зеленый, правое — в красный цвет.

 
Голосования
PowerGrids.ru © 2017